Клайв Оуэн: «Поиски себя»
Зеленые глаза, брюнет под два метра ростом, фигура от Бога, которую не могут скрыть ни лохмотья, ни до¬спехи, ни безупречный крой одежды от Armani. Вроде бы что еще нужно, чтобы стать звездой? Всего-то 20 лет поисков себя и немного удачи
Cкажи мне, с кем тебя сравнивают, и я скажу, кто ты. В юности Клайва Оуэна называли упрямым ослом. Сыграв роль в школьном спектакле, десятилетний Клайв, мальчик из рабочей семьи, решил стать актером. Учителя считали, что у парня поехала крыша, и подбивали одноклассников смеяться над ним, если он заговорит о театре. Вот тогда-то и выковался тот стальной взгляд Клайва Оуэна, которым отличаются все его герои - от крутых ребят с оружием до мирных врачей общей практики. Теперь же, когда пришла слава, его принялись сравнивать с целой актерской энциклопедией, смешав в кучу Кэри Гранта, Майкла Кейна, Алена Делона, Хэмфри Богарта и Марлона Брандо. Даже Джордж Клуни, которому наверняка обидно до слез передавать эту эстафетную палочку другому, недавно заявил, что Клайв Оуэн - лучшее приобретение Голливуда за последние четверть века.
Но эту четверть века Оуэн для большей части человечества оставался человеком-невидимкой. Когда о нем заговорили как о главном претенденте на роль агента 007, его имя было Известно только в Британии. Комментаторам пришлось ссылаться на таинственного водителя в серии рекламных фильмов BMW, которые сняли Вонг Кар-Вай, Тони Скотт, Гай Ритчи, Джон By, Энг Ли и Джон Франко. А ведь на счету у Клайва Оуэна к тому времени уже была театральная карьера и 20 ролей в кино, причем одна по-настоящему звездная.
Мало кто из актеров может сказать о себе «проснулся знаменитым». И еще меньше тех. кому это удалось сделать дважды. В начале 90-х звездным часом Клайва Оуэна стал британский сериал «Счастливчик», куда выпускник Королевской академии театрального искусства попал случайно. Роль обаятельного ловкача с темным прошлым была для него хорошим способом подзаработать - не более того. Пока Клайв переходил из одного театра в другой, деньги, заработанные на телевизионной поденщине, таяли, как снег в марте.
А в рекламе Оуэну категорически не хотелось сниматься. Он представлял, как его бывшие соседи по родительскому дому в заштатном Ковентри с гоготом тычут пальцами в экран, где он с идиотской улыбкой удостоверяет тонизирующие способности газированной воды. Нет, уж лучше сериал для Домохозяек.
Клайв по диагонали прочел сценарий и понял, что персонаж сидит на нем, как хорошо сшитый костюм. То же самое почувствовали и зрительницы, которые прилипали к телевизору каждую субботу. Вот тогда Клайв Оуэн в первый раз и проснулся знаменитым. И ему это не понравилось - у него в пять минут отняли право на частную жизнь. Пресса тут же разузнала, что отец бросил его мать с пятью мальчишками на руках. Что в нелепой катастрофе погиб его самый близкий друг. Вдобавок раскопали подробности его романа с Сарой Джейн Фентон, которую Клайв раз десять оставлял, но почему-то все время возвращался. История их знакомства будто выдумана для дамского романа: она играла Джульетту, а он Ромео. В ходе репетиций они влюбились и стали изводить друг друга ревностью.
Журналисты так достали Клайва расспросами о личной жизни, что он их попросту послал. За что получил репутацию грубого и тяжелого человека. Но главное, он был по-настоящему напуган тем, что эта дурацкая звездная роль погубит его как серьезного актера. Оуэн отказался от нее при первой возможности, выбирая впредь роли посомнительней. Теперь его герои вступали в кровосмесительные связи, избавляли жен от старых мужей и переживали гомосексуальную страсть.
Так карьера всенародного любимца была безжалостно растоптана. Единственным прибыльным делом стал контракт об использовании внешности Клайва Оуэна для создания главного героя видеоигры Privateer. На эти деньги Клайв и Сара Джейн устроили свадьбу.
В итоге к началу третьего тысячелетия Клайв Оуэн успел прославиться только своей непредсказуемостью. Даже ролики BMW, что вывели его в люди, он поначалу отверг, поскольку по-прежнему не хотел связываться с рекламой. Но продюсеры оказались упрямее и втащилитаки упрямца в первую десятку мировых актеров. Звездный час пробил второй раз, и Клайв был к нему готов. Роберт Олтмен первым отобрал его в свой оскароносный «Госфорд Парк», который считается фильмом, где снялось больше кинозвезд, чем есть в наличии у Голливуда. В этой звездной сборной, играя лакея с ключами ко всем тайнам старого английского поместья, Оуэн оказался голкипером. Затем, в «Идентификации Борна», пытаясь убить непотопляемого героя Мэтта Дэймона, Клав Оуэн умудрился в не-большой роли перетянуть одеяло на себя. Именно в этот момент ему наконец-то начали приписывать романы с партнершами, чего не было даже смолоду. Тем не менее, когда Анжелина Джоли со значением сообщила Клайву, что он очень сексуальный, парень расхохотался. Он готовился отпраздновать сорокалетие в кругу семьи, с Сарой Джейн и двумя дочками, и был уверен, что лучшая в мире роль - роль отца.
Однако Голливуд если кого полюбит, то не отпустит. Для Клайва Оуэна стали специально создавать проекты. И «Король Артур», и «Город грехов», и «Близость», и «Не пойман - не вор», и «Дитя человеческое» написаны специально под него. Правда, от изнуряющей работы в кино Оуэн периодически сбегает в театр, доказывая тем самым, что британской сцене он так же верен, как своей жене.
Похоже, ему осталось полшага до «Оскара». Ближайший кандидат - «Золотой век», где Оуэн сыграл фаворита королевы Елизаветы, путешественника, воина и поэта Уолтера Рейли, закончившего жизнь на плахе с остротой на устах. Однако сам Клайв мечтает не об «Оскаре», а о передышке. Он любит читать книжки с детьми, слушать их рассказы и исполнять их желания. Он однолюб и считает свою жену, бросившую актерскую карьеру ради семьи, идеалом женщины. Терпеть не может Лос-Анджелес, высасывающий из человека силы. Но он по-прежнему убежден, что его призвание - быть актером, и считает себя счастливчиком. Только говорит теперь об этой профессии словами своего героя из «Госфорд Парка». Тот на вопрос, правда ли, что один из гостей убийца, ответил: «Что вы, он гораздо хуже. Он же актер».
Автор: Ирина ЛЮБАРСКАЯ