Фильм «Дитя человеческое»
Жанр: фантастика, триллер
Название: Дитя человеческое / Children of Men
Режиссер: Альфонсо Куарон
В ролях: Клайв Оуэн, Джулианна Мур, Майкл Кейн
Лозунг: Будущее зависит от прошлого
Пятница, 1 января 2025 года, теленовости: «Мир потрясен смертью Диего Риверы, самого молодого жителя нашей планеты. Ему было 18 лет, 4 месяца, 20 дней, 16 часов и 8 минут». Убогий алкоголик Тео (Клайв Оуэн с прической в стиле вокалиста группы The Cure - «гнездо на голове») идет в кофейню, чтобы хоть как-то прочистить свой мозг. Мы в Лондоне, совершенно непохожем на нынешний щеголеватый Сити. В будущем город погрузился во мрак, грязь и безысходность. Внезапный взрыв - и кофейня исчезает с лица Земли. Так начинается антиутопия о конце мира. После премьеры фильма Оуэном говорит: «Люди не понимают этот фильм- объясняет он. - Они считают его научной фантастикой, но это не совсем так. На самом деле это фильм-предупреждение. В нем показано, куда катится нынешний мир. Альфонсо снял вполне реалистичную картину нашего будущего, которое, по большому счету, уже наступило. И в реальности все еще мрачнее, чем в кино».
Внезапно появляется его бывшая жена Джулиан (Джулианна Мур) и рассказывает страшную тайну: женщина по имени Ки (Клэр Хоуп-Эшти) беременна! Может быть, она - последняя надежда человечества? Фильм мало чем напоминает одноименный роман 86-летнего писателя Г.Д. Джеймса, известного своей мрачной прозой с криминальным сюжетом. В книге действие разворачивалось в глуши, где живут и играют в боулинг на травяных лужайках стареющие преподаватели Оксфорда. Безумный Макс уступает
место мисс Марпл: мрачная фантастика о медленно дряхлеющем мире, где пожилые женщины с волосами причудливых оттенков бросаются со знаменитой скалы Бичи Хэд, чтобы не видеть конца света. С таким чересчур уж английским материалом пришлось работать Куарону. Что вдохновило яркого и энергичного мексиканца на эту работу? Впрочем, ему не привыкать, ведь последний фильм Куарона «Гарри Поттер и узник Азкабана» тоже поставлен по литературному источнику, отдающему «типичной английскостью". «Я пытался закончить монтаж фильма к Веннецианскому кинофестивалю, - объясняет Куарон очень усталым голосом, периодически зевая. Я знал основу сюжета, и как-то раз на на пляже в Калифорнии перед моими глазами проплыл весь фильм. Я начал работать над сценарием совместно с Тимом Секстоном. Он читал книгу, а я даже и не думал этого делать, чтобы не портить свое видение фильма». Превратив, размеренное повествование в картину городского хаоса с беженцами и массовыми беспорядками, Куарон показал современную социальную катастрофу: мир в котором мы живем, превращается в лагерь для интернированных в стиле Гуантанамо. «Фильм повествует о бесплодии, иммиграции и терроризме, - рассказывает 45-летний режиссер. - Из моих слов может показаться, что кино вышло скучное и нудное, но это совсем не так. Идея заключалась в том, чтобы снять его в документальном стиле, показав то, что нас ожидает через 25 лет». По словам Куарона, его вдохновил не роман, а кинокартина Джилло Понтекорво «Битва за Алжир», рассказывающая о войне алжирских повстанцев с французскими войсками в 60-е годы и по стилю напоминающая теленовости. Однако идея превращения потертого шедевра Понтекорво, снятого в 1966 году, в многобюждетный триллер не встретила всеобщего одобрения. Куарон смеется по этому поводу: «Мой весьма и весьма дорогостоящий фильм был сознательно сделан как кино независимое, дешевое, снятое в жанре lo-fi. Студийные продюсеры были в ужасе, когда увидели это - они потребовали, чтобы картина выглядела солиднее». Вместо этого «Дитя человеческое» стало нарочито неряшливым триллером, в котором Лондон превращается в растущее гетто, наполненное бомжами и агентами спецслужб. «Это анти-«Бегущий по лезвию», - сказал Куарон о своем произведении. - Действие происходит в 2025 году, но прогресс замер в 2016, поэтому все машины на улицах такие разбитые и потрепанные».
Кульминация фильма - лагерь беженцев, снятый на одну ручную камеру - тоже подсказана «Битвой за Алжир». Эпизод длится семь минут одним планом. По словам Оуэна, монтажные склейки все-таки есть, но сделаны незаметно: «Такое буйство хаоса: стреляющие танки, падающие дома, убитые люди - и кажется, что все это снято в один заход одной камерой». Для того чтобы снять бег по взрывающимся развалинам, Оуэну и оператору пришлось «ставить хореографические трюки». Конечный результат невозможно отличить от подлинных съемок в зоне боевых действий. «В фильме нет обвинений против политики Запада или Востока, - добавляет Куарон. Он о том, как в сферу информации проникает идеология». Оуэн соглашается с режиссером, но все-таки указывает на различие между кино и действительностью: «В нашем фильме есть, по крайней мере, надежда на будущее».
Сцена боя в городе, снятая одним планом, не выключая камеру. Сцена длиться 7 минут.